Вот алгоритм:- Сформулировать полезное действие в мире читателя. Почему читатель сам захочет это прочитать?
- Найти хороший источник примеров по вашей теме, чтобы брать оттуда материал.
- Сформулировать заголовок и тезисный план. Заголовок должен зажигать читателя, вызывать интерес. Тезисный план — оправдывать ожидания.
- Подыскать информативные иллюстрации ко всей статье или к каждому тезису по отдельности
- Каждый тезис раскрыть по формуле «Тезис + пример + антипример».
- По желанию добавить введение в тему и заключение (это необязательно, если тема читателю знакома)
- Почистить, причесать, сократить
Теперь по шагам. Для примера возьмём тему преподавания английского языка. А мы, допустим, школа английского.
1. Полезное действие в мире читателя Кому мы пишем? Если мы преподаём английский, нашим читателем будет либо ученик, либо преподаватель. Допустим, с помощью статьи мы хотим обратиться к преподавателям, чтобы они захотели со временем работать в нашей школе.
Что интересно преподавателю? Вот несколько идей:
Эффективность занятий — чтобы ученик чувствовал пользу от занятий
Удержание клиентов — чтобы они записывались на новые уроки, не отменяли старые
Где брать материалы для занятий, чтобы они были интересными и выглядели профессионально
Как работать с трудными, непослушными детьми
Как ускорить проверку работ
Писать нужно не о том, что вы хотите сказать, а о том, что интересно читателю. Поэтому вы выписываете длинный перечень интересных читателю тем и из него выбираете что‑то, о чём можете хорошо рассказать.
Подробнее о полезном действии в мире читателя —
в большой презентации.
2. Источники примеровЧтобы писать интересно, нужны примеры. Сочинять примеры трудно. Лучше их брать из жизни. Но жизнь большая, поэтому нужно знать короткую дорожку до нужных вам примеров.
Например, я понятия не имею, где брать материалы для занятий английским языком. Я мог бы пойти по интернету в поисках таких сайтов, но это требует усилий и я могу подобрать что‑то не слишком полезное. Лучше не буду брать эту тему вообще, раз у меня нет примеров.
Зато у меня есть примеры на тему об удержании клиентов. Будем писать на эту тему.
Подробнее о ресурсах —
в видеоролике «Ресурсный подход».
3. Заголовок и тезисный планХороший заголовок соответствует одному или нескольким критериям:
- Обещает решение насущной проблемы читателя.
- Показывает, что чтение этого текста сделает читателя молодцом, более уважаемым, умным, успешным, счастливым.
- Обещает сильные эмоции, интригу, вызывает возмущение или радость сам по себе.
В случае с темой «Удержание клиентов» можно сконструировать несколько вариантов заголовка:
Ученики отменяют занятия? Вот как этого не допустить
Как опытные репетиторы удерживают учеников и занимаются с ними долго
«Он обучил всех наших детей, их друзей и их родителей». Как опытные репетиторы растят клиентскую базу
Подробнее о формулировании заголовков —
в курсе молодого бойца.
Когда выбрали заголовок, для порядка выпишите основные вехи этой статьи. Например:
Ученики отменяют занятия? Вот как этого не допустить
Почему отменяют занятия
Что делать: учебная программа
Что делать: карточка прогресса
Что делать: санкции
Пунктов может быть больше или меньше. Тут важен принцип: вы садитесь за текст, заранее понимая, о чём вы будете рассказывать. Не ждите, что мысль придёт во время написания.
Если статья для соцсетей (и поэтому должна быть покороче), имеет смысл каждый пункт вытащить в отдельную публикацию.
4. ИллюстрацииПрежде чем писать, посмотрите, есть ли у вас что‑то визуальное, чем можно подкрепить статью. Но не просто картинки «в тему», а именно иллюстрации — визуальные и текстовые элементы, которые дополняют вашу мысль. Хорошо бы такие иллюстрации подобрать к каждому разделу статьи:
Ученики отменяют занятия? Вот как этого не допустить
Почему отменяют занятия — схема, в которой виден спад интереса из‑за того, что ученик не видит результатов
Что делать: учебная программа — скриншоты учебных программ
Что делать: карточка прогресса — скриншот карточки прогресса
Что делать: санкции — таблица с возможными вариантами санкций за отмену занятий
Об иллюстрациях уже много рассказано, вот основные вехи:
пляшите от визуалки,
видеоразбор,
фрагмент курса.
5. Раскрытие тезисовТеперь пишем. Очень просто:
- Формулируем тезис
- Приводим к нему пример
- И тут же с обратной стороны: а что будет, если сделать наоборот?
Такая схема помогает подсветить тезис с разных сторон и сделать его понятным. На примере одного из разделов:
Что делать: учебная программаТезис. Когда у ученика есть учебная программа, у него появляется ощущение прогресса, а бросить занятия на середине уже сложнее. Это актуально, даже если вы занимаетесь с учеником индивидуально. Поэтому составляйте программу и показывайте её ученику и родителям; а по мере прохождения программы отмечайте прогресс.
Пример. Допустим, вы решили в ближайшие 3 месяца освоить настоящее и прошедшее время, а также научиться заказывать еду в ресторане и рассказывать о себе. Составьте программу, в которой будет видна последовательность этих тем. Желательно добавить несколько контрольных точек — вроде контрольных, тестов или зачётов. Это может выглядеть как‑то так: (иллюстрация)
Антипример. Часто репетиторы хвастаются, что занимаются по индивидуальной программе и подстраивают каждый урок под потребности ученика. Но тогда у самого ученика нет ощущения, что он куда‑то двигается и получает какой‑то результат. Когда ты не знаешь, куда идёшь, ты не можешь оценить, как далеко ты прошёл. Мотивация падает.
Повторяете это упражнение для всех тезисов статьи.
Об объяснении с разных сторон —
в статье блога Иляхова.
6. Введение и заключениеЕсли тема для читателя новая, есть смысл в начале немного ввести его: о чём речь, в чём проблема, почему она важна. Если читатель всё и так знает, можно не переживать. Читайте об этом:
с чего начать статью.
Если статья получилась объёмной, в конце можно проговорить основные мысли в столбик.
7. РедактураПропустите текст
через сервис «Главред»,
удалите стоп‑слова,
. И всё, не мусольте, выпускайте.Я бы выделил три главные ошибки авторов, которым трудно писать:
Ошибка: пишут текст о себе и для себя, а не для читателя. Читатель эгоистичен и хочет, чтобы тексты ему помогали. Если этого нет, он имеет полное право ваш текст игнорировать.
Ошибка: садятся писать, а думают в процессе. Например, садишься за лист и думаешь, что сейчас откроется чакра и мысль попрёт. У кого‑то, наверное, что‑то получается в таком режиме, но чаще нет. Сначала придумайте статью, потом её изложите.
Ошибка: выводы, а не примеры. Люди мыслят образами, а не абстракциями. Чтобы текст был понятным, он должен быть под завязку забит примерами и антипримерами, а не умными мыслями. Этому посвящена примерно четверть
книги «Ясно, понятно».
Отдельной строкой — текст, а не иллюстрации. Иногда картинка лучше тысячи слов.